?

Log in

No account? Create an account

Жизнь - это движение

Бодры надо говорить бодрее, а веселы - веселее!

Previous Entry Share Flag
Доверие, репутация, эффективность...
oxana_ps
Последняя тема курса "Система ценностей и доверие в сети". Вопросы для рефлексии по четвертой теме:

  • Доверие одно и важнейших условий для обмена знаниями и сотрудничества в виртуальной среде. Сетевые сообщества лишены четких границ в силу их открытости, в результате чего мы предоставляем результаты своего труда совершенно незнакомым людям. Невозможно запретить заочное использование нашего труда в корыстных целях. Однако мы можем (и, очевидно, должны) ограничить непосредственное сотрудничество с теми, кто не заслуживает нашего доверия. Вопрос в том, как определить, кто заслуживает доверия в виртуальной среде.

  • Кто-то в шутку писал на Facebook: «открытые инновации в IT это когда сотрудничали сто компаний из ста стран, а победила Кремниевая долина». Сетевое сотрудничество, особенно для молодых профессионалов это очевидная возможность получить опыт, взаимодействуя с теми, кто на шаг впереди. При этом существует риск так и остаться позади помогая лидерам продвигаться дальше, не иметь возможности самим достичь их уровня. Анализируя личный опыт участия в сетевых сообществах (либо гипотетически), попробуйте предположить, существует ли возможность снизить подобный риск, не отказываясь от сотрудничества?


Что такое доверие?

  • уверенность в поступке другого человека определённым образом;

  • готовность к взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях, когда некоторые правила не оговорены;

  • открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях...

Ценностные установки
Внутренние движущие силы человека определяют его поведение при самостоятельном определении задачи и направ­лений собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения сти­мулируя постановку новых значимых целей (источник).
Доверие и репутация
Репутация — закрепившееся определенное мнение о человеке или группе людей. Мнение формируется на основе определенного критерия. В основе доверия (особенно в сети) - репутация.
Репутация и выбор
Если я хочу купить какой-то товар. Раньше шла в магазин, рассматривала, выбирала, слушала консультантов, сравнивала цены в нескольких магазинах (если было на это время) и покупала. Как действую сейчас? Могу пойти в магазин, могу "походить" по сайтам магазинов или электронных дискаунтеров. Выбираю несколько моделей. На отзывы  на сайтах магазинов и производителей практически не смотрю, потому что не доверяю. Чему не доверяю? Тому, что там пишут реальные потребители. Уверена в том, что комментарии чистятся и вбрасываются. Иду на yandex.market и знакомлюсь с отзывами, отсеивая явно заказные (по личным критериям). Делаю выбор модели. Сравниваю цены. Выбираю где покупаю.
Это пример того, насколько важна репутация в реальности и в сети. Определенный товар себя зарекомендовал при эксплуатации. Люди делятся своим мнением. Причем делятся скорее и охотнее на тех ресурсах, которым доверяют сами, используют и хотят, чтобы их мнение было полезно кому-то еще.
Поэтому соглашусь с  Рэйчел Ботсман что репутация - это самый значимый капитал. Репутация - основа доверия. Если мы работаем в одной команде (очно или в сети), то от уровня доверия и насколько это доверие оправдывается зависит эффективность коллективной и персональной деятельности.

Как определить в сети - стоит доверять человеку, сообществу или нет?
Приходя в сообщество, всегда осматриваешься: что пишут, кто лидеры, есть ли знакомые, на какие темы и как общаются и т.д. Т.е. мы приходим со своей меркой - критериями и оцениваем насколько сообщество отвечает нашим ценностным установкам и после этого - профессиональным ожиданиям. Тоже самое и с отдельными людьми. Нам может быть интересно с профессиональной точки зрения - что человек пишет. Но поведение, отношение не совпадает с нашими ценностными установками и мы не пускает его в свой ближний круг - наблюдаем со стороны. Заметила за собой привычку после очного или дистанционного знакомства находить профайл человека в соцсети и познакомиться с аватаркой, фотографиями, ссылками, лайками, комментариями... Складывается объемный портрет...
Но если ты с человеком совпадаешь по каким-то принципиальным позициям (испытываешь доверие), то укрепляются связи, рекомендации и "друзья" этого человека для тебя более значимы. Это является основанием для принятия решения объединиться с незнакомыми тебе людьми для решения какой-то задачи, проблемы...
Рэйчел Ботсман среди примеров упомянула, что мы обмениваемся в том числе мастер-классами, на которых делимся тем, что умеем и знаем. Действительно, это форма зарабатывания репутации (не только в когнитивном плане) - мы можем наблюдать, что на мастер-классы людей с высокой репутацией (рейтингом по тому или иному вопросу) участники слетаются очень быстро.

И именно развитие и укрепление репутации в сети молодых профессионалов является жизненно необходимым. Репутация растет как следствие профессионального и личностного развития. У молодого человека появляется опыт взаимодействия с теми, кто на шаг и даже несколько шагов впереди тебя. Это и есть необходимым условием для роста.