?

Log in

No account? Create an account

Жизнь - это движение

Бодры надо говорить бодрее, а веселы - веселее!

Previous Entry Share Flag Next Entry
Группы, сети, сообщества...
oxana_ps
Прежде чем рассуждать о профессиональных сообществах (группа это или сеть) , надо выяснить ключевые признаки группы, сообщества и сети.
Изучив предложенные источники: Вступление (видео), Эксперт: В. Н. Кухаренко (видео), Клэй Шёрки об оппозиции институций и сотрудничества (видео с конференции TED, 2005), Бугайчук, К.Л. (2013). Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма. Социальный компьютинг, 1(2), 76-82, Siemens, G. (2006). Groups vs. Networks , Нюренберг, В. (2014). (Со)учение в Сети: от автономного учения к учебным сообществам (1). Введение., Стивен Даунс о будущем организаций с т. з. коннективизма (видео на английском): часть 1, часть 2.

а также А. Волков "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества" , Википедия Социальная группа, последние публикации Е. Патаракина о сообществах и образовательных средах  составила диаграмму Венна.

Не претендуя на обозначение всей полноты признаков, удалось выделить частные и общие признаки между группой и сообществом, сообществом и сетью, сообществом-группой и сетью.
Таким образом, сравнивая группу и сообщество, можно выделить такие  общие черты:

  • взаимодействие участников в решении общей задачи,

  • наличие лидеров (в группе также выделяется ядро группы),

  • совместная деятельность,

  • чувство принадлежности (к группе или к сообществу, правилам и ценностям).

Кроме того, в группе есть общая цель, в сообществе общая идея. Думаю, что это близкие понятия, идея отличается бОльшей широтой и меньшей конкретностью/измеримостью.
Сравнение сообщества и сети позволяет выделить такие общие признаки:

  • открытость

  • способ взаимодействия - артефакты (лат. «искусственно сделанный»),  ресурсы, которые создают участники, например сообщения в блогах, ментальные карты

  • свобода деятельности (в зависимости от личной цели выстраивается стратегия деятельности)

  • развивающая личная цель, которая в итоге дает один из важных продуктов: расширение проблемного поля, а также выстраивание новых направлений диалога, понимания, появление новых смыслов)

  • обеспечивается учет потребности каждого участника, если сообщество перестает соответствовать личным интересам, то участник покидает сообщество; если результат выстраивания сети не устраивает, то меняются векторы и задачи.

Для сравнения групп /сетей / сообществ важны три цитаты:
Сименс "Группа против сети": "Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют последовательности, сети требуют автономии. Группы требуют конфиденциальности или сегрегации, сети требуют открытости. Группы требуют голоса с центра, сети требуют взаимодействия. Группа, в которой я сейчас, полна решимости быть и дальше группой. Меня это не интересует. У меня нет никакого желания терять свою идентичность и свою свободу, свои возможности".
А. Волков "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества": Классический комьюнити-менеджер занимается сопровождением сообществ. Его задача в создании комфортных условий для участников сообщества. Создает каркас сообщества - правила, процессы, ритмы. Он способствует реализации участников, создавая уникальную, особую атмосферу, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе"

Е.Патаракин «Субъектная центрированность и сетевая центральность»: «В центре сети теперь находятся субъекты, которые вначале находились на периферии учебного сообщества и постепенно, через активную продуктивную деятельность занявшие центральную позицию. Субъект A, который вначале занимал центральное положение, переместился из центра в правый нижний угол диаграммы. Мы видим, как произошел переход от центральности учителя к большей центральности учеников».

Сообщество на начальной стадии развития скорее представляет из себя группу людей, работающих над одной целью - создание сообщества. Если произошел переход организаторов сообщества в позицию комьюнити-менеджеров (т.е. на периферию), а участники имеют возможность перемещения в центральную позицию, то можно говорить о состоявшемся сообществе.
На следующих этапах развития внутри сообщества могут формироваться группы, деятельность которых усиливают и/или развивают связи в персональных сетях. Однако, часто можно наблюдать группы, которые названы сообществами. Для меня и здесь ключевым признаком является центральность. Если есть лидер или ядро, которые задают образцы поведения и систему контроля, следовательно, это не сообщество, а группа. Крайний вариант такого  «сообщества» напоминает производственную гимнастику «делай раз, делай два».

Сеть не равна сообществу. Но сообщество успешно развивается если участники развивают / выстраивают свои персональные сети, а также развивается сеть внутри сообщества. При этом узлами могут быть проблемы, задачи. Следовательно, сеть является инструментом развития сообщества, а значит сообщество как коллективный субъект должно уметь: управлять контентом, управлять процессами, обеспечивать взаимодействие.

Для управления контентом важны:

  • Структурированная избыточность информации. Первичная структура задается тегами, категориями, внутренними гиперссылками. Впоследствии информация вторично структурируется участниками или группами под конкретные цели.

  • Генерация контента. Происходит во время обучения, конкурсов, различных сетевых активностей (например, фестивали, квесты). Создание артефактов.

Управление процессами:

  • для запуска процессов в сообществе должны быть "медиаторы". Медиаторы - это посредники, помогающие субъекту взаимодействовать с объектом и воздействовать на объект. Медиаторами являются физические вещи (вещи, помогающие думать и действовать), знаки и примеры поведения других участников. Для сообщества характерны его собственные медиаторы (источник).

  • правила общения, которые задают "границы"

  • движение - "создаётся за счёт создания самых разных точек для пересечения интересов людей, чтобы им было про что поговорить, где-то принять участие, на что-то посмотреть. Идеальное ведение сообществом учитывает интересы самых разных участников" (источник).

Взаимодействие:
Е. Патаракин отмечает два важных понятия:
1. Легитимное периферийное участие - понятие из теории Венгера Сообщество практики. Люди становятся полноправными членами сообщества, начиная с периферийного участия и постепенно устанавливая все большее число связей с социальными связующими объектами данного сообщества)
2. Обучение есть постепенное построение сети отношений между субъектом и другими субъектами и объектами.