Жизнь - это движение

Бодры надо говорить бодрее, а веселы - веселее!

Previous Entry Share Next Entry
Папка превращается... в инструмент для взаимодействия
oxana_ps
Про разные портфолио и зачем они нужны, сказано очень много. Для меня принципиальный вопрос: что это – папка или технология? Можно добавлять к слову «портфолио» разные соусы в виде «е-», «веб-», «интерактивное»  и т.д., суть не меняется.
В педагогике много возникает путаницы, когда уже устоявшийся термин переносится в область педагогики и наделяется новым смыслом. Это же произошло и с портфолио.
Изначально портфолио — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста. Т.е. это витрина. Как пишет Е.Н. Ястребцева «Портфолио по определениям, данным в литературе, обозначает “подборку сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них”. Казалось бы, чего проще - размещай о себе такую комплексную “визитку”-самопрезентацию с помощью готового конструктора, включающую личные данные, свои достижения, ссылки на творческие работы, созданные самостоятельно документы и отзывы-мнения о проводимых библиотекарем проектах и конкурсах, читательских конференций и обсуждений книг, чтобы все вокруг видели, чего ты достиг в своей профессии».
В педагогике заговорили о портфолио как о технологии формирующего оценивания. Самым аргументированным и обоснованным взглядом на портфолио как технологию нашла довольно давно у Е.С. Полат.
Меня не впечатлили портфолио, приведенные в материалах темы. И вот почему:

  1. Конспекты уроков, описание проектов – это все элементы разных (индивидуальных или портальных) «кладбищ». Это мёртвая информация. Нет проблематики, нет понимания, почему и с какими результатами была организована та или иная деятельность детей.  Это всё фасад.

  2. Как много людей зайдет в эти портфолио? Зачем они туда пойдут? Насколько поисковые системы индексируют эти портфолио и его элементы?

  3. Возможность комментирования отдельных страниц сайта заложена во многих конструкторах сайтов и во всех блогах. От того, что кто-то написал несколько слов в комментариях что меняется? Каков по сути комментарий? Что он дает автору? Должен быть предмет обсуждения, а значит в основу портфолио (если мы говорим о педагогике) должна быть положена деятельность.

У меня есть профайл в сети, где я собираю свои проекты, публикации и т.д. Это надо мне для систематизации и доступа с любого места. Если нужно представить свою квалификацию в той или иной области, я даю ссылку (редко) или выбираю необходимые данные и высылаю (часто).
Это мой портфель :)
Что делает портфель интерактивным портфолио в педагогической практике?
1. Деятельность, направленная на профессиональное развитие.
2. Рефлексия на различных этапах
3. Экспертная оценка.

Например, меня интересует тема формирующего оценивания. Я могу создать портфолио по этой теме. Моя цель понять сущностные характеристики формирующего оценивания, проработать и апробировать конкретные примеры, создать цикл мастер-классов для коллег по теме.
Значит, в портфель буду складывать свои статьи, доклады, конспекты, проекты…
Но складывать буду не бездумно, а обосновывая – почему, что для меня было открытием, что нового я вынесла, как это работает, в чем преимущество и какие трудности могут возникнуть.  Моя рефлексия – приглашение к разговору, а статьи, конспекты – иллюстрация, примеры. Обязательно буду писать о сомнениях и ставить вопросы.
Я выберу такую платформу для портфолио, чтобы обновления публиковались, например, в фейсбуке и Г+. Это позволит тем, кто заинтересован в данной теме, знакомиться с моими размышлениями и вступать в диалог.
Вот такое портфолио интерактивно (т.е. создает условия для взаимодействия). Такое портфолио (одно или несколько по сходной тематике) может стать по сути творческой открытой исследовательской лабораторией (группой, решающей конкретные задачи на основе PLN) .
И такое портфолио имеет смысл и потенциал.
Об этом же (как мне кажется) пишет И. Травкин. Портфолио нужно "для нас самих. Чтобы в полной мере обладать собственным профессиональным развитием, необходимо иметь четкое представление о том, как именно мы достигли того, что имеем"; "коллегам — тезис для тех, кто ценит сотрудничество. Нам самим бывает интересно узнать, как ведущим разработчикам удается так здорово проектировать и реализовывать ключевые аспекты ПО"; "портфолио профессионального развития может быть полезно при трудоустройстве".

  • 1
Спасибо, Оксана. Доступно и очень профессионально. С удовольствием читаю Ваш блог.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account